Разработка рекомендаций, вошедших в данный ГОСТ, была осуществлена организацией Роскачество. Как заявляют представители этой организации, ключевая задача нововведения – повышение удобства и понятности винных карт для гостей ресторанов и кафе. Предполагается, что стандартизация оформления облегчит выбор вина для потребителя.
Согласно положениям документа, при описании вина в карте рекомендуется придерживаться определенной структуры. В частности, необходимо указывать точное наименование региона производства, год сбора урожая, процентное содержание алкоголя в напитке, полное название вина с обязательным указанием сортового состава (в скобках), защищенное наименование происхождения и название компании-производителя.
Кроме того, в ГОСТе закреплена рекомендуемая Министерством промышленности и торговли Российской Федерации доля вин российского производства в общем ассортименте карты. Эта доля составляет не менее 20%.
Важно подчеркнуть, что данный стандарт не устанавливает конкретные сроки, в течение которых рестораны должны достичь указанного процентного соотношения. Также не предусмотрено применение каких-либо штрафных санкций в случае несоблюдения этой рекомендации.
Стоит отметить, что помимо требований к представлению российских вин, в ГОСТе содержатся аналогичные рекомендации, касающиеся вин, произведенных за пределами России. Таким образом, стандарт охватывает весь ассортимент винной карты, независимо от страны происхождения напитка.
Следует подчеркнуть, что ГОСТ носит рекомендательный характер. Рестораны сохраняют свободу в выборе структуры винной карты, имея возможность располагать вина, например, по производителям, ценовым сегментам, группам органолептических характеристик, стилистическим комбинациям и другим критериям.
ГОСТ имеет исключительно рекомендательный характер. Это означает, что рестораны сохраняют полную свободу в определении структуры своих винных карт и способов представления информации о винах. Они могут, к примеру, группировать вина по производителям, ценовым категориям, органолептическим характеристикам (таким как вкус и аромат), стилистическим сочетаниям с блюдами или любым другим критериям, которые посчитают наиболее подходящими для своих гостей.
Не смотря на “полную свободу действий”, введение данного “справочника” вызвало неоднозначную реакцию у рестораторов, в частности у представителей ФРиО.
Предприниматели выражают опасение, что ГОСТ носит рекомендательный характер лишь временно, а скоро станет обязательным, и тем более может ужесточиться. Такие предположения не беспочвенны, учитывая опыт введения ряда других ограничительных мер, относительно продажи алкоголя в ресторанах.
Более того, вопрос о введении более строгих и обязательных требований уже обсуждался на заседаниях Комитета Государственной Думы по экономической политике и в Минпромторге, рассказал Сергей Миронов – ресторатор, председатель Координационного совета ФРиО, омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса г. Москвы, сопредседатель Общественного Совета Предпринимателей г. Москвы.
По словам Сергея Константиновича, изначально было предложение определить долю российского вина в 50%, и сделать это требование обязательным, но пока права предпринимателей на свободное составление винной карты удалось отстоять.
Сам инструмент поддержки российского виноделия и помощи в развитии индустрии путем квотирования вызывает сомнения. Многие рестораторы уверены, что таким образом здоровая конкуренция на рынке снизится, цены вырастут, и пострадает качество. Вследствие чего потребление российского продукта уменьшится.
Таким образом, несмотря на заявленную добровольность и направленность на удобство потребителя, новый ГОСТ на винные карты вызывает настороженность в ресторанной среде. Опасения вызывает потенциальная трансформация рекомендательного документа в обязательный, а также возможное ужесточение требований к доле российских вин, что может привести к снижению конкуренции, росту цен и ухудшению качества винной продукции. Дальнейшая судьба ГОСТа и его влияние на ресторанный бизнес и винный рынок остается под пристальным вниманием представителей отрасли и ФРиО.